Освещение выставки «Неделя совести» в журнале «Огонек» №48, 1988 г
Во второй половине 1980-х гг, в период «перестройки» и гласности, когда в советской печати большое внимание уделялось замалчиваемым ранее темам, началась реализация различных проектов по сохранению памяти о жертвах ГУЛАГа и репрессивной политики в СССР. 28 сентября 1987 г. была учреждена Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, «связанных с репрессиями, имевшими место в период 30 — 40-х и начала 50-х годов».
В публичном дискурсе стали появляться общественные просветительские и исторические организации, работающие в русле публичной истории, а в творческой среде – художники и архитекторы старались в разных видах и формах искусства осмыслить травматичные темы, в том числе, создавали проекты памятников жертвам репрессивной политики 1930-40-х гг.
В 1987 г. инициативная общественная группа начала сбор подписей за создание всесоюзного памятника жертвам политических репрессий. На тот момент никто не имел представления, каким должен стать этот монумент, и именно тогда общественность впервые всерьез задумалась, в какой форме должна существовать воплощенная память о тоталитарном прошлом. О памятнике говорили писатели и ученые: Василь Быков, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Дмитрий Лихачев. Высказывается и официальная власть: 4 июля 1988 г. Политбюро ЦК КПСС издало постановление «О сооружении памятника жертвам беззаконий и репрессий».
«Идея создания мемориала внов ь воскресла вместе с идеями перестройки. Эта идея шла «снизу», и ее первые энтузиасты были разрозненными, и вначале выглядели донкихотами. Но они постепенно начали объединяться. Объединение вокруг идеи создания мемориала происходило, как слияние маленьких ручейков и речушек в величественную реку, становящуюся символом нации.
Евгений Евтушенко. Огонек, № 29, июль 1988
16 января 1989 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 — 40-х и начала 50-х годов». Подлежали отмене внесудебные решения «троек» и «особых совещаний».
Поддерживались инициативы по созданию памятников жертвам репрессий, а также содержанию в надлежащем порядке мест их захоронения.
В июле 1988 г. популярный журнал «Огонек» предложил читателям присылать проекты памятника жертвам политических репрессий для организации выставки в Доме культуры Московского электролампового завода (ДК МЭЛЗ). Выставка, получившая название «Неделя совести», прошла в ноябре 1988 г. и стала первым громким общественным событием, связанным с памятью о трудном наследии отечественной истории. «Неделю совести» посетили десятки тысяч людей: фойе и прилегающие помещения были переполнены, очередь выстраивалась на сотни метров.
От Перми в этом конкурсе участвовал скульптор, художник и правозащитник Рудольф Борисович Веденеев (1939-2018).
Веденеев сам был осужден в 1971 г. по «политической» статье.
Для этой выставки и конкурса Рудольф Борисович создал макет памятника, с которым прошел во второй тур конкурса проектов. Эскизы проекта памятника Рудольф Веденеев отправлял автору «Архипелага ГУЛАГ» Александру Солженицыну, который ответил: «скульптура Ваша нравится мне».
А в 1990 г. Рудольф Борисович получил приглашение участвовать в экспедиции на Чукотку. Эту экспедицию организовывали московские энтузиасты-исследователи и представители общественности Магадана и Магаданской области. Они пригласили скульптора с целью выбора места для установки будущего памятника.
При подготовке к поездке Веденеев по своему макету заказал на машиностроительном объединении «Инкар» (г. Пермь) металлическую мемориальную доску с надписью: «Здесь будет воздвигнут памятник узникам, погибшим в урановых рудниках ГУЛАГа в 40-50-е годы». Работники завода, узнав о цели отливки, сделали ее бесплатно.